Какие лампы правильнее в фарах

Какие лампы правильнее в фарах

Какие лампы правильнее в фарах
Какие лампы правильнее в фарах

Итак, почему "стоковые" лампы имеют именно желтоватый оттенок:

Это физика.
1. Строение человеческого глаза таково, что усреднённый человек лучше всего видит днём зеленовато-жёлтый цвет спектра, а вечером ближе к чисто зелёному. При этом опять-же из-за строения глаза цвет пропадает, начинается чёрно-белое царство со всеми оттенками серого. (вспомните результаты съёмки в ИК лучах и картинку от прибора ночного видения).

Кривая видности глаза

Кривая видности глаза — спектральная характеристика глаза, определяющая относительную яркость эквивалентных по мощности потоков электромагнитного излучения в стандартизованных условиях.

Кривая видности определяется для "среднего человека", т.е. является абстрактным понятием, предназначенным для ориентировочной оценки цвето- световосприятия человеческого глаза.

Согласно теории цветовое зрения Юнга-Гемгольца (1821-1894) ощущение любого цвета можно получить смешиванием спектрально чистых излучений красного, зеленого и синего цвета. Эта теория хорошо согласуется с наблюдаемыми фактами и предполагает, что в глазу есть только три типа светочувствительных приемников. Они отличаются друг от друга областями спектральной чувствительности. Красный свет воздействует преимущественно на приемники первого типа, зеленый — второго, синий — третьего. Сложением излучений таких трех цветов в различных пропорциях можно получить любую комбинацию возбуждения всех трех типов светочувствительных элементов, а значит и ощущение любого цвета.   Если все рецепторы возбуждены в одинаковой степени, мы имеем ощущение белого цвета, если рецепторы не возбуждены — черного. По этой причине, накладывающиеся области красного, зеленого и синего цвета выглядят как белое пятно. Наложение красного и синего цвета дает фиолетовый цвет, зеленого и синего — бирюзовый, красного и зеленого — желтый

Какие лампы правильнее в фарах

Приведенный  график показывает относительную спектральную чувствительность глаза к излучениям различных длин волн (так называемая кривая видности). Кривая видности желтого цвета соответствует чувствительности глаза при дневном свете, а черная — при сумеречном свете. Максимальная чувствительность глаза при дневном свете достигается на длине волны 555 нм, а при сумеречном свете — на длине волны 510 нм. Максимальная чувствительность глаза в обоих случаях принимается за единицу. Отличие между этими двумя кривыми видности объясняется тем, что дневной и сумеречный свет  воспринимаются различными рецепторами глаза (палочками при сумеречном свете и колбочками при дневном свете). При этом палочки обеспечивают чёрно-белое зрение и обладают очень высокой чувствительностью. Колбочки же позволяют человеку различать цвета, но их чувствительность гораздо ниже. В темноте работают только палочки — именно поэтому ночью воспринимаемое изображение серое.

Как мы можем видеть из кривой видности, глаз способен воспринимать свет на длинах волн примерно от 400 нм до 760 нм. В условиях адаптации к темноте глаз может также немного видеть инфракрасный свет с длиной волны до 950 нм и ультрафиолетовый свет с длиной волны не меньше 300 нм. Границы частотного диапазона видимого света, а также сама форма кривой видности человеческого глаза были сформированы в процессе длительной эволюции, приспособившись к условиям освещения земных предметов солнечным светом, а также к условиям сумеречного и ночного освещения. Действительно, было бы биологически нецелесообразно, если бы глаз обладал способностью принимать излучение с длинами волн короче 290 нм, так как из-за наличия озонового слоя в атмосфере земли, поглощающего ультрафиолетовые лучи, спектр солнечного излучения вблизи поверхности Земли практически обрывается на длине волны 290 нм. С другой стороны, из-за теплового излучения самого глаза, его высокая чувствительность к инфракрасному излучению сделала бы невозможной работу глаза в условиях солнечного освещения.
       Чувствительность глаза зависит от длины волны. В среднем глаз наблюдателя наиболее чувствителен к излучению с длиной волны l m = 5550 Å (зеленый цвет). По мере удаления
от l m в обе стороны чувствительность глаза уменьшается и падает до нуля около 3900 и 7600 Å. Это — фиолетовая и красная границы видимой, или визуальной, области спектра.

     Минимальный поток излучения, который может быть обнаружен приемником, называется его порогом чувствительности. Порог чувствительности глаза очень мал —
около 10-9 эрг× сек -1. Это соответствует примерно 103 квант/сек. Для того чтобы глаз достиг такой чувствительности, наблюдатель должен некоторое время побыть в темноте, адаптироваться. Явление адаптации к темноте состоит в том, что увеличивается диаметр зрачка, восстанавливается чувствительность ночного зрения и на сетчатой оболочке появляется особое светочувствительное вещество (зрительный пурпур). В результате глаз становится чувствительным к слабому освещению. Способность к адаптации позволяет глазу работать в очень широком диапазоне освещенностей (от дня к ночи освещенность изменяется, например, в 108 раз).

Какие лампы правильнее в фарах

2. Всепогодная применимость — желтоватый оттенок хорошо различим человеческому глазу на любой поверхности, будь то сухой/мокрый асфальт, снег, грязь, трава и т.п.
2. Исторически сначала на машинах были обычные лампочки накаливания и как известно — там используется фольфрамовая проволока. Под действием проходящего тока проволка нагревается и начинает светиться. Но если пустить слишком большой ток — проволока перегреется и расплавится. Вот поэтому, компромиссом между яркостью свечения и долговечностью самой лампы является цветовая температура обычной лампы накаливания 2600 — 2800К.

Какие лампы правильнее в фарах

"Так сейчас используется галогеновые и ксеноновые!" — возразите мне Вы…. Отвечаю — какая цветовая температура у штатных современных ламп:
1. Галогеновые лампы заполнены газами из группы галогенов, они "возвращают" испаряющиеся частицы испарившегося вольфрама проволоки с колбы на спираль. Значит, можно пустить бОльший ток и сильнее разогреть фольфрамовую проволоку. Что и делается — реально до 2700–3000°С! Соответственно цветовая температура обычных галогеновых ламп составляет 2700-2900К, из-за некоторых особенностей кварцевого стекла автоламп и всё-таки оседания некоторой части фольфрамовых частиц на поверхности колбы (старения в первые часы наработки) получаем 2800-3000К. Это уже белый цвет, но ещё с жёлтым оттенком.

Какие лампы правильнее в фарах

2. Ксеноновые лампы: В такой лампе нет раскаленной нити. Свет дает крошечная сфера из газов (один из них – ксенон, откуда и пошло название). Газы нагреты электрической дугой почти до солнечной температуры, обычно более 4000°К. Первые ксеноновые лампы имели цветовую температуру 3300-4000К, современные имеют "диапазон" намного шире — от 3500 до 8000К и более. Современный штатный (заводской) ксенон работает с "температурой" 3800-4700К. Это диапазон практически чисто белого цвета.

Какие лампы правильнее в фарах

Что мы забыли? Мы не рассмотрели галогеновые лампы с повышенной светоотдачей (PHILIPS Vision (+60) +100%, Osram Night Breaker +90% и тому подобные)
Тут, прочитав всё выше написанное, можно догадаться: используя смеси галогеновых газов и меняя технологию и сплав вольфрамовой нити — следовательно и проходящий ток, производитель добивается более яркого свечения спирали — световая отдача выше! Рабочая цветовая температура таких ламп 3000-3400К. Но чудес в физике, к сожалению, не бывает и, чаще всего, такие лампы работающие "в перекал" имеют срок службы намного ниже стандартных галогенок.

К этим лампам можно добавить ещё одну группу — галогенки "а-ля ксенон" и подписанные как "4300К". Это MTF, SHO-ME, PHILIPS BlueVision ultra и прочие. Их отличительной чертой является синее стекло колбы лампы. Ключевое слово — "синее стекло". Вспоминаем школьный курс физики, оптику — при помощи призмы раскладываем световой пучок на спектр (радуга) и после чего перед радугой ставим световую преграду в виде синего стекла. Через фильтр "не пройдут" красного, оранжевого, желтого и частично зелёного цветов. Т.е. практически половина светового излучения "не выйдет" за пределы колбы лампы. Световой пучок будет действительно будет иметь голубоватый оттенок, но будет и ослаблен почти в 2 раза. Значит самые заметные для человеческого глаза цвета будут исключены из спектра свечения и в сложных дорожных условиях такие фары не только не помогут, а наоборот — могут и навредить водителю…. Их "цветовой диапазон" составляет 3600-3900К.

Какие лампы правильнее в фарах

Другие цвета ламп, набирающих сейчас популярность (например от PHILIPS) получаются так-же, использованием цветного цветофильтра.

Какие лампы правильнее в фарах

Вот лампы использованные в противотуманках нашим форумчанином SonicLT2. Думаю, что сейчас уже любой сможет определить их реальное назначение.

Какие лампы правильнее в фарах

Для противотуманных фар важен цвет светового пучка и особо его расположение — максимально близко и параллельно дороге. Не секрет что туман крайне редко опускается вплотную к земле, обычно он собирается на высоте 30-50 см от поверхности. Поэтому правильно установленные и отрегулированные противотуманки отлично помогут в сложной ситуации и водителю, и сделают более заметным автомобиль для встречного потока.

Какие лампы правильнее в фарах

Какие лампы правильнее в фарах

Какие лампы правильнее в фарах

А белый и голубоватый цвет фар хуже "пробивает" под туманом, заметно чаще отражается от тумана в глаза водителю и субъективно "растворяется в тумане.

Какие лампы правильнее в фарах

Какие лампы правильнее в фарах

Светодиодные лампы, на данный момент, уже можно использовать в автомобиле. НО КАТЕГОРИЧЕСКИ только в специально собранной именно под LED-лампы оптике. В галогеновых фарах светодиодный свет неправильно собирается и неправиль фокусируется. Соответственно может быть очень ярко, но не в ту сторону. (Галогеновая фара рассчитана на находящуюся в определённом месте нить свечения галогеновой лампы, а не на точечные и узконаправленные светодиоды)

Для тренировки наблюдательности: таблица классификации одного из топовых Японских производителей автоламп

Какие лампы правильнее в фарах

Почему я сравниваю именно эти три вариантацветной температуры: 3000К, 4300К и 5000К. Начнём с того, что это, как мне кажется, самые распространённые варианты, используемые на авто.
Итак:
Все сравнения я привожу при прочих равных. То есть тестировал я лампы одной и той же мощности, на одном и том же авто, с одной и той же оптикой, при различных видах погодных условий.

Сухая погода, следовательно сухая дорога.

При таких обстоятельствах все три цветовые температуры освещают дорогу одинаково, разьве что различия в цветовой температуре сказываются и на цвете пятна перед машиной. То есть 4300К освещает дорогу бело-жёлтым пятном, 3000К дают более жёлтое, как будто более контрастное, пятно, а 5000К, соответственно, бело-голубым, отдающим в синеву.

Дождь, а значит мокрая дорога.

Лампы с температурой свечения 4300К освещают дорогу хуже, чем при сухих погодных условиях, но более-менее приемлемо, лампы 3000К дают немного больше видимости, а лампы 5000К ничего не освещают, то есть с ними на мокрой дороге видно только на пару метров перед машиной пятно с бело-голубым оттенком, дорогу не видно совсем! (Я лично с такими лампами при мокрой погоде ездил, чуть ли не на ощупь!)

Что видит встречка?

Итак, немаловажным считаю поделиться ещё кое-какой информацией, которая, надеюсь, поможет кому-нибудь кое-что понять.
4300К встречному транспорту (разумеется при правильных настройках фар) комфортны, 5000К сильнее бьют по глазам, а 3000К в свою очередь по комфорту глаз встречных водителей сравнимы с лампами 4300К, возможно, самую малость покомфортней.

Небольшая история:

На день рождения друг мне подарил philips diamond vision. Я был такой радостный и довольный. Когда вставал рядом с BMW X5 со штатным ксеноном, то фары наши светили одним цветом. Многие начали мне задавать вопрос "Что ксенон поставил? Нормальный такой! Молоток!". И я, болван, даже комплект таких же ламп купил в дальний… Как только пришлось через пару недель ехать в дождь, то понял, что просто ничего не вижу. Но никак не мог подумать на фары, думал, может регулировки сбились иль ещё что, но даже не догадывался, что это из-за цветовой температуры новых ламп. Я даже заметил, что в плохую погоду своим дальним я теперь никого не слеплю! Правда всё равно даже с дальним ничего не было видно. Когда, слава Богу, перегорела одна лампа в ближнем, поставил обратно обычные осрам 4300К, которые до этого были сняты с нового Mazda MX-3.

Мои ощущения, когда я поехал на следующий день в дождь, можно описать только как "Я ПРОЗРЕЛ! Я ВИЖУ!". После этого обратил внимание, что теперь мой ближний 4300К напрочь перебивает мой дальний 5000К! Дальний на фоне ближнего даже на сухую, практически не светит. Даже на сухую пятно от 4300К было сильнее пятна 5000К. Начал догадываться, что что-то тут нечисто… Решил попробовать в дальний поставить те же старые осрам и О ЧУДО! Теперь я вижу ещё лучше! Лампы 5000К так и валяются без дела теперь. Предложить их кому-нибудь, а значит лишить кого-то видимости в плохую погоду, мне не позволяет совесть. Пускай валяются для истории.

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O